?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Проклятые девяностые» - любимое пропагандистское  клише путинского режима. Мол, в  темные времена либеральной анархии пьяница Ельцин с олигархами  делили богатства страны и продавали их на Запад –пока не материализовался  Герой Путин и положил конец беспределу.

Смущает, правда, головокружительная карьера, сделанная Героем на службе  тех самых олигархов в те самые девяностые. А еще больше смущает, что Герой вовсе не призывает пересмотреть ключевой результат «проклятых девяностых» - итоги  приватизации. Предложение обложить олигархов некоей разовой «данью» - не столько популизм (как это кажется на первый взгляд), сколько стремление окончательно легитимизировать приватизацию.

Что же произошло в 90-е?  Самые лакомые куски национального достояния  огромной страны – попали  в руках горстки семей, оказавшихся в нужное время в нужном месте. Либеральными теоретиками приватизации утверждалось, что получив на «залоговых аукционах» нефтяные скважины и рудники – эти «семьи» станут российскими Фордами, Гейтсами и Джобсами. В качестве «доказательства» использовалась история первоначального накопления капитала многовековой  давности, а бывшие КГБ-шники и комсомольские вожди уподоблялись чуть ли не упертым протестантам с «Мейфлауэра».

Разумеется, ничего подобного не произошло. Незатейливый менталитет новых «хозяев жизни» требовал вилл, яхт и личных самолетов – причем немедленно. А захват и вывоз природных ресурсов в условиях глобализованной экономики  оказался лучшим способом получения быстрой выгоды, чем венчурный бизнес, связанный с развитием человеческого капитала, конверсией оборонных производств, жесткой конкуренций с гигантами типа Microsoft или Boeing. Поэтому НИИ и КБ  оказались для новых владельцев неинтересными активами – в отличие от скважин, шахт и ГОК-ов. 

Но любому бизнесу нужно развитие, даже сырьевому. Стоящего на месте – съедают конкурирующие кланы. А развиваться – проще всего в привычном и знакомом направлении. Приватизация не закончилась в 90-е. Обкатанная тогда схема стала применяться (и применяется по сей день) к новым «плохо лежащим » ресурсам, благо ресурсов в России хватает. Одним из таких ресурсов стала земля в окрестности мегаполисов, благо цены на недвижимость взлетели до небес после притока шальных «сырьевых» долларов и евро (а также – превращения столиц в «ноевы ковчеги» для экономически активного населения из глубинки). Вот и появился, например, у структур Дерипаски интерес к известному объекту на Козихинском переулке

Курс на приватизацию этих ресурсов закономерно привел к конфликту с гражданским обществом. «Проспав» великий раздел 90-х, многие граждане (включая и меня, кстати) спохватились, когда приватизировать стали не Норникель «где-то  там на Севере»,  а лес, сквер или исторический особняк рядом с их домом. 

Суть конфликтов вокруг Химкинского леса, Козихинского переулка, Челябинского бора, Утриша – именно в приватизации ресурсов, которые граждане привыкли считать общедоступными и жизненно важными для себя. И приватизируют их по обкатанной в 90-е схеме: не платя реальной цены, используя взамен закулисные договоренности с коррумпированными чиновниками. И будут приватизировать дальше – поскольку сама практика не осуждена и не изжита обществом.

Разумеется, у олигархии появилась потребность в сильной, но продажной руке – которая способна оградить от холопского бунта, но при этом не грозит «раскулачиванием» хозяев. Здесь законы рынка сработали железно – потребность была удовлетворена.

Вот так работает машина путинизма, когда интересы граждан сталкиваются с интересами олигархов ( в данном случае – Аркадия Ротенберга и группы неизвестных лиц, спрятанных за оффшором на Британских Виргинских островах.

Вся  «вина» задержанных в том, что они поинтересовались разрешениями на вырубку деревьев (которых у застройщика, кстати, не оказалось). Мы видим, как полиция отстаивает интересы олигархии, не пытаясь соблюдать хотя бы видимость законности.



Разумеется, альянс олигархов с силовиками возник не вчера. Когда страна пыталась проснуться в 1993-м – ее загнали танковыми снарядами обратно в ельцинскую пьяную летаргию.


Есть все основания  полагать, что танкистами, спецназом и ОМОН-ом двигала далеко не бескорыстная любовь к Ельцину или Гайдару.   А к 1996 – му технологии промывания мозгов и манипуляции на выборах были отработаны уже настолько, что позволили обойтись без грубых методов, вызывавших брезгливость западных клиентов российских сырьевиков.

Абсолютно ту же картину мы наблюдаем и сегодня. Можете записывать меня в «красные» - но убеждена, что пока гигантские ресурсы сосредоточены  в руках горстки семей – никакая «демократия» невозможна. Если интересы большинства граждан расходятся с интересами этой гостки, как это было в случае с Химлесом – тем хуже для граждан. 

Ресурсов, которых хватало  для «холодной войны» с США  – более чем достаточно для «холодной» (а если понадобиться – и «горячей»)  войны с не слишком-то развитым российским гражданским обществом. Имея их – можно  купить любого судью, чиновника, силовика. Можно подкупить, запугать или «нейтрализовать» лидеров гражданских активистов. Можно диктовать редакционную политику СМИ – и вот уже либеральное «Эхо Москвы» перед выборами начинает сравнивать Путина со Столыпиным и прозрачно намекать недогадливому  электорату, что альтернативы Путину нет


  Денег много - можно арендовать Лужники, финансировать троллей и ботов (включая в это понятие  центральные телеканалы),  нескончаемые массовки, DDoS атаки – и многое другое.

Так что не нужно строить иллюзий – путинизм не есть некое болезненное отклонение от «светлой либеральной идеи», которое можно устранить, проведя однажды «честные выборы». Он продиктован самой логикой развития российской олигархии, которой понадобился надежный сторожевой пес для охраны своих сомнительных «завоеваний». И свои задачи пес выполняет исправно  – идет ли речь о локальном конфликте вокруг Химкинского леса, или о недопущении прихода к власти в стране политических сил, угрожающих интересам «семей». Кстати, он эффективен и против олигархов-ренегатов, действия которых угрожают  благополучию системы в целом – как это мы наблюдаем в, например, случае с Ходорковским.

Кстати, протест против разрушения принципов демократии вследствие вопиющего экономического неравенства (и происчходящего из него неравенства политического) - главный побудительный мотив акций типа «Занять Уолл-Стрит» в США. Один из их главных лозунгов (нас 99%!) как раз об этом.  А ведь в России ситуация с экономическим и политическим неравенством намного более плачевна, чем в Штатах!  

Фото с сайта http://mondoweiss.net

Для решения любой проблемы – ее нужно сначала осознать. К сожалению, до сих пор приходится наблюдать вполне порядочных людей, готовых с пеной у рта защищать «светлые» 90-е – тем самым добровольно беря на себя ответственность за то, за что отвечать по праву следует Путину как официальному преемнику Ельцина.

Российским либералам следует уяснить , что  в стране масштабов России олигархическая собственность на природные ресурсы и демократия – понятия абсолютно несовместимые. И сделать свой выбор – только не забыть его честно и публично озвучить.

А ностальгирующим по могуществу СССР – стоит понять, что горстка ресурсных олигархов не способна сделать страну сильной и процветающей. Для этого нужны долгосрочные вложения в «неинтересные» для них отрасли, кропотливая работа по развитию и удержанию квалифицированных специалистов. Нужно вкладываться в образование и науку – что невыгодно и неинтересно любому постсоветскому олигарху (потемкинские деревни типа Сколково и Ё-мобилей только подчеркивают свою абсурдность).  Все, к чему может нас привести олигархия – полуколониальная экономика, на 100% зависимая от поставки сырья развитым странам. А дальше – «когда закончится нефть…»


Вот только, боюсь, молитвы русалок и фей нам тогда уже не помогут.




Comments

( 283 comments — Leave a comment )
Page 1 of 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
oleg_kozyrev
Feb. 27th, 2012 07:49 am (UTC)
***либеральное «Эхо Москвы» перед выборами начинает сравнивать Путина со Столыпиным и прозрачно намекать недогадливому электорату, что альтернативы Путину нет***

ты совершаешь ошибку, считая, что Эхо это Венедиктов
Венедиктов не навязывает свои политвзгляды сотрудникам

***Когда страна пыталась проснуться в 1993-м – ее загнали танковыми снарядами обратно в ельцинскую пьяную летаргию***

Ничего подобного. В 1993 была мини-гражданская война, когда красно-коричневые боевики были готовы идти войной на мирных москвичей у Моссовета
поблема в том, что Ельцин не решил тот конфликт правильно - проведя одновременно и выборы президента
magrul
Feb. 27th, 2012 09:55 am (UTC)
Ну а сейчас оранжевая чума с Болотной собирается растерзать мирных граждан на Поклонной... ((
В Белом доме были "боевики", это правда. Только НИ ОДНОГО из десятков (на самом деле - сотен) убитых не было убито из их оружия - это результаты ОФИЦИАЛЬНОГО расследования.
(no subject) - bigbeet67 - Feb. 27th, 2012 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - magrul - Feb. 27th, 2012 10:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - vechnaja_skazka - Feb. 27th, 2012 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bigbeet67 - Feb. 27th, 2012 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - magrul - Feb. 27th, 2012 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - bigbeet67 - Feb. 27th, 2012 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - magrul - Feb. 27th, 2012 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bigbeet67 - Feb. 27th, 2012 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - magrul - Feb. 27th, 2012 11:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 31_vohman - Dec. 24th, 2012 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - one111 - Feb. 27th, 2012 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - p_chernetsov - Feb. 27th, 2012 12:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jenya_khimles - Feb. 27th, 2012 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - p_chernetsov - Feb. 27th, 2012 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anton_romanov - Feb. 27th, 2012 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vechnaja_skazka - Feb. 27th, 2012 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - szasypkin - Feb. 27th, 2012 03:58 pm (UTC) - Expand
А зачем навязывать? - forosenko - Feb. 28th, 2012 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - 31_vohman - Dec. 24th, 2012 06:36 pm (UTC) - Expand
Согласен - leoshmaryan - Dec. 24th, 2012 07:35 pm (UTC) - Expand
chirik chirikovа
Feb. 27th, 2012 07:56 am (UTC)
Будь совестлив!
Вовремя проведенная совестливая и неполживая ЛЮСТРАЦИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА И ЛИБЕРАСТОВ избавила бы нас от всех проблем!
bigbeet67
Feb. 27th, 2012 10:11 am (UTC)
Re: Будь совестлив!
Судя по юзерпику, у Вас серьёзные анальные проблемы, иначе чего так выставляться?
Re: Будь совестлив! - vpriv - Feb. 27th, 2012 02:16 pm (UTC) - Expand
Re: Будь совестлив! - angstat - Feb. 27th, 2012 09:59 pm (UTC) - Expand
Re: Будь совестлив! - sassssha - Feb. 27th, 2012 03:42 pm (UTC) - Expand
michael_077
Feb. 27th, 2012 08:00 am (UTC)
Нужно реальное самоуправление и развитие института референдумов на всех уровнях.
01_01_01_01
Feb. 27th, 2012 01:33 pm (UTC)
Вопрос Кто это позволит?
Очень наивно - pro-kredit.blogspot.com - Feb. 27th, 2012 06:44 pm (UTC) - Expand
finnlat
Feb. 27th, 2012 08:06 am (UTC)
Замечательный текст и серьезная внятная, "неигрушечная" позиция.
sinn_fein
Feb. 27th, 2012 02:51 pm (UTC)
ИМЕННО ПУТИН СОКРАТИЛ СРОК ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ
По недействительным приватизационным сделкам с 10 лет до трех
veryaev
Feb. 27th, 2012 09:04 am (UTC)
Чирикова породила новый афоризм
"Сильная, но продажная рука". Гениально!
Хорошая статья, давайте распространять.
tolerast
Feb. 27th, 2012 12:43 pm (UTC)
Re: Чирикова породила новый афоризм
Интересно, Вы кроме как распространять что-нибудь умеете?
(Deleted comment)
ssssss14
Feb. 27th, 2012 12:13 pm (UTC)
Путин может кому-то нравиться, а кому-то нет, но только признайте, что благодаря ему Россия не развалилась и не сдохла после 90-х!(с) Да неужели? А ничего,что к власти он пришёл только в 2000?))
(no subject) - kaptsov - Feb. 27th, 2012 12:30 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
само ты тупишь - anclbens - Feb. 27th, 2012 02:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Demon370 - Feb. 27th, 2012 12:32 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - gallery360 - Feb. 27th, 2012 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kleba - Feb. 27th, 2012 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 9978 - Mar. 9th, 2012 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kleba - Mar. 9th, 2012 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 9978 - Mar. 9th, 2012 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - misha_makferson - Feb. 27th, 2012 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sachbearbeiter - Feb. 27th, 2012 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sassssha - Feb. 27th, 2012 03:50 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - sassssha - Feb. 28th, 2012 01:12 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - sassssha - Feb. 28th, 2012 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_axe - Feb. 27th, 2012 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lorik1946 - Feb. 27th, 2012 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - custodian888 - Feb. 27th, 2012 06:11 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - custodian888 - Feb. 28th, 2012 02:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - mindforms - Feb. 27th, 2012 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - batva - Feb. 28th, 2012 12:59 am (UTC) - Expand
Шамиль Иванов
Feb. 27th, 2012 09:27 am (UTC)
М-ДАА! ПРИ ПОЛНОМ ОТСУТСТВИИ ДИАЛОГА С ТАК НАЗЫВАЕМОЙ "ВЛАСТЬЮ",КРОВОПРОЛИТИЯ НЕ ИЗБЕЖАТЬ! РАНО ИЛИ ПОЗДНО,НАРОД ВОЗЬМЁТСЯ ЗА ВИЛЫ!
sinn_fein
Feb. 27th, 2012 03:09 pm (UTC)
А ЧТО СДЕЛАЛ ПУТИН ЧТОБЫ ОТМЕНИТЬ ИТОГИ ДИКОЙ ПРИВАТИЗ
Ничего. Даже по залоговым аукционам расследование не провел! Ни говоря о раздаче лицензий своим и лояльным
долой ГЭБНЮ - vavd2011 - Feb. 27th, 2012 04:46 pm (UTC) - Expand
ponzai
Feb. 27th, 2012 10:05 am (UTC)
Жень в двух словах, как вы представляете "пересмотр" итогов приватизации?
Предположим: "пересмотрели" итоги в пользу Чириковой, и вот обделённый Дерипаска негодует в своём блоге по по поводу итогов приватизации.
Этот процесс безконечен, Вы не находите?
Будут менятся фамилии семей, реже, чаще, но всегда будет недовольный.
Или важен сам процесс? "шоб" нескучно было?
adolf_68
Feb. 27th, 2012 11:07 am (UTC)
ох, ничего себе) давайте раскроем людям глаза на весь бруд, пусть знают, что нас больше! http://alexandropus.livejournal.com/80432.html
evrobur
Feb. 27th, 2012 12:18 pm (UTC)
Природные запасы по Конституции принадлежит народу России. Автор наверное имеет в виду национализацию нефтедобывающих компаний. Напомню Газпром принадлежит гос-ву. Но государство, как мы знаем плохой собственник. Надо поднимать налоги на добычу полезных ископаемых.сделать их такими как в Норвегии. Вообще я за то чтоб отменить хозяйственные функции гос-ва.
jenya_khimles
Feb. 27th, 2012 12:49 pm (UTC)
Ого, какую Вы экстремистскую литературу читаете :) Еще скажите, что по Конституции у нас народ является источником власти. Проблема не только в нефтедобывающих компаниях, вся экономика и политика у нас построена на базе частных интересов весьма узкого круга лиц: http://election2012.ru/reports/1/ Настаивать на незыблемости результатов приватизации = настаивать на незыблемости "власти семей".
(no subject) - evrobur - Feb. 27th, 2012 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jenya_khimles - Feb. 27th, 2012 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - onedrey - Feb. 27th, 2012 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - licka_nicka - Feb. 27th, 2012 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uusge - Feb. 27th, 2012 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - licka_nicka - Feb. 29th, 2012 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uusge - Feb. 29th, 2012 08:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_launder - Feb. 27th, 2012 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - utenmao - Feb. 27th, 2012 02:01 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - evrobur - Feb. 27th, 2012 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jenya_khimles - Feb. 27th, 2012 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evrobur - Feb. 27th, 2012 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vechnaja_skazka - Feb. 27th, 2012 02:29 pm (UTC) - Expand
ЧИВО-О-ОО-О? - sinn_fein - Feb. 27th, 2012 02:57 pm (UTC) - Expand
arhitipus
Feb. 27th, 2012 12:25 pm (UTC)
Чирикова вступила в КПРФ? ))))


Задайте своему соратнику Немцову, вопросы про 90-е.
jenya_khimles
Feb. 27th, 2012 01:31 pm (UTC)
По-моему, Путин, а не Немцов - официальный преемник Ельцина, разве нет?
(no subject) - arhitipus - Feb. 28th, 2012 07:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - 9978 - Mar. 9th, 2012 03:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sinn_fein - Feb. 27th, 2012 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arhitipus - Feb. 28th, 2012 07:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - sinn_fein - Feb. 28th, 2012 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - arhitipus - Feb. 28th, 2012 11:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - sinn_fein - Feb. 28th, 2012 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arhitipus - Feb. 28th, 2012 12:56 pm (UTC) - Expand
polk44
Feb. 27th, 2012 12:37 pm (UTC)
Чирикова, танкистов то не трогай. Они от американского посольства не кормились. И многих из них уже нет в живых.
jenya_khimles
Feb. 27th, 2012 12:43 pm (UTC)
А откуда они кормились - можно подробности?
(no subject) - m_ezhoff - Feb. 27th, 2012 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polk44 - Feb. 27th, 2012 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cosmonazi - Feb. 27th, 2012 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - senyors - Feb. 27th, 2012 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleg_kulagin - Mar. 2nd, 2012 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - GloomySniper - Dec. 24th, 2012 10:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleg_kulagin - Mar. 2nd, 2012 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleg_kulagin - Mar. 2nd, 2012 04:48 pm (UTC) - Expand
sweet_alkazar
Feb. 27th, 2012 12:50 pm (UTC)
Согласен с главным - теневая приватизация продолжается. У меня в районе было 2 стадиона, где можно было заниматься спортом(бег, футбол, турники). Теперь один обтянут колючей проволкой и там пейнт-бол, на втором футбольные поля только за деньги.
one111
Feb. 27th, 2012 12:54 pm (UTC)
Какая вообще разница, кому принадлежит сырьевая отрасль? Ее же всегда можно облагать и душить налогами как государству вздумается, и тогда и пересматривать итоги приватизации не нужно будет.

А то и приватизацию квартир в начале 90х придется пересматривать - она тоже не очень справедливой была.

Общество должно уважать законы и требовать их соблюдения - и тогда олигархам придется с ним считаться. Можно подумать, все незаконное строительство от олигархов. А большевизм в духе отнять и справедливее поделить, надеюсь, останется в 20 веке. Ничего хорошего это не даст, только еще сильнее отпугнет инвесторов в "мозги". А то ведь тоже отнимут и поделят.
jenya_khimles
Feb. 27th, 2012 12:59 pm (UTC)
Не совсем так, к сожалению. Огромные средства в руках крайне ограниченного круга лиц - сами по себе становятся центром власти. Не имеющей ничего общего ни с демократией, ни с интересами страны в целом, но вполне достаточной, чтобы не только не дать "себя душить", но и "задушить" кого-нибудь другого.
(no subject) - one111 - Feb. 27th, 2012 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - licka_nicka - Feb. 27th, 2012 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jenya_khimles - Feb. 27th, 2012 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kaminchik1 - Feb. 27th, 2012 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleg_kulagin - Mar. 2nd, 2012 05:46 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Feb. 27th, 2012 12:54 pm (UTC)
edel_weis
И Чирикова и Венедиктов только свидетельствуют, что происходящие реалии в деталях соответствуют программе О. Дерипаски, озвученной в интервью от 2006 года http://www.lebed.com/2006/art4517.htm, прокомментированном в интервью Н. Асмолова в начале 2011 года: http://baikal24.ru/page.php?action=showItem&type=hot&id=115
Кстати никем ни разу более не комментированными и не опровергнутыми. Думаю и в данном эпизоде проигнорируемыми.
jenya_khimles
Feb. 27th, 2012 01:28 pm (UTC)
Re: edel_weis
Интересное интервью... А оно точно оригинальное - уж больно проговаривается?
Re: edel_weis - finnlat - Feb. 27th, 2012 05:15 pm (UTC) - Expand
Re: edel_weis - shimolost - Mar. 1st, 2012 04:24 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
( 283 comments — Leave a comment )

Profile

jenya_khimles
Евгения Чирикова
Website

Latest Month

December 2013
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner