Евгения Чирикова (jenya_khimles) wrote,
Евгения Чирикова
jenya_khimles

Как мутили с трассой «Москва-Санкт-Петербург»

Настырным химкинским белочкам захотелось узнать, откуда же на них свалилась эта беда в виде худшего варианта трассы Москва-Санкт-Петербург. Результаты расследования оказались очень интересными.

Наш добрый самаритянин, МОБО «Принцип» составило документ под названием «Комплексная экспертиза деятельности концессии по строительству платной автодороги Москва – Санкт-Петербург (участок 15-58 км.)». О чем же говорит этот документ?

Например, министр (в то время) транспорта Игорь Левитин подписал предварительное соглашение о сотрудничестве с VINCI по проекту платной трассы Москва-Петербург еще до проведения открытого конкурса. Как мило. Химкинская белочка поражается предвидению Левитина, сумевшего предугадать исход открытого тендера. Какой провидец! Хоть сейчас в программу «Битва экстрасенсов».

Дальше - интереснее. От конкурса отстранили компании со 100%-ным российским участием.

Самое время вспомнить, зачем же привлекали иностранного участника. СЗКК должна была привлечь иностранные инвестиции в проект. Однако переговоры с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком зашли в тупик. ООО «СЗКК» было вынуждено сделать независимую экспертизу проекта, из которой следовало, что выбранный маршрут через Химкинский лес максимизирует ущерб окружающей среды, что очевидно противоречило стандартам указанных европейских банков. В итоге (трам-пам-пам) деньги нашлись в России: гарантии Правительства РФ и средства Сбербанка, Внешэкономбанка и Пенсионного фонда.

Здесь мы не можем не остановиться и не оценить прелесть решения. Представьте, вы нанимаете человека, чтобы он нашел для вас деньги. Побродив по окрестностям, человек возвращается к вам и начинает шарить у вас в карманах, достает все из вашего кошелька и требует оплату за услуги.

Вы пожали плечами и подумали, что ну по крайней мере доход-то от платной трассы к вам пойдет. Ха-ха-ха! – слышим мы дружный гогот эффективных управленцев.

Участие концессионера в финансировании проекта является более чем скромным. Из общей стоимости проекта в 66 081 млн.руб вклад концессионера составляет 7 710 млн.руб, т.е. около 11%. Остальная часть вносится непосредственно из бюджета РФ, а также из средств Сбербанка, Внешэкономбанка и пенсионного фонда РФ – причем под гарантии Правительства РФ. При этом концессионер получает 30-летний контроль над проектом очень высокой прибыльности: планируемый срок окупаемости проекта – 10 лет, после истечения срока окупаемости проект должен принести дополнительно около 73 188 млн.руб., или 1 830 млн. Евро.

Вы все верно услышали. Пенсионеры заплатили за то, чтобы доход получали не они.

Но вдруг наш добрый уничтожитель лесов не сможет достаточно обогатиться за казенный счет? Обогатится, не переживайте. Гарантии выглядят убедительно:
- государственные гарантии по кредитам,
- механизм защиты концессионера в случаях необеспечения плановой загрузки платной дороги,
- механизм защиты концессионера в случае расширения бесплатного дублера платной автодороги (шоссе М10),
- обеспечение возможности взимания платы не только с грузового, но и с легкового транспорта (последнее не обеспечивается в других проектах Vinci)
Чтоб мы все так жили, да с такими гарантиями.

Осталось попробовать найти, кто же тот счастливчик, кому так свезло с проектом? Структура собственности ООО «СЗКК» крайне непрозрачна и менялась в ходе реализации проекта. На разных стадиях проекта в ней фиксировались компании с Британских Виргинских Островов, Каймановых островов, Кипра и Ливана. Подобным компаниям принадлежит более 50% собственности Vinci Concession Russie. При этом конечные владельцы и бенефициары остаются частично скрытыми от общественности, среди открытых в регистрационных документах компаний – фигурируют неизвестные лица с арабскими фамилиями, Аркадий Ротенберг и Александр Плехов ( не забудьте про запятую, а то некоторые прочитали как «неизвестные лица с арабскими фамилиями Ротенберг и Плехов»).

Полный текст исследования находится здесь. А вот и заявление в прокуратуру, по поводу всего сказанного выше.

Позитивные химкинские белочки грустят от того, что непрозрачный бизнес через непрозрачные тендеры лишает всех нас прозрачного воздуха. Но все же белочки не прекратят работать над тем, чтобы в стране было легче дышать.

Tags: трасса Москва-Петербург
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments